Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» («сладкого нового стиля») и народного — «вульгаре».

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини. Ф. Борромини. Творения Бернини — площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, «Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме.

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа.

Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского), зодчих Брунеллески и Браманте, Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия — Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса, Польша - Коперника. Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм. Он проявляется и в учении о « достоинстве человека» Манетти (1396-1459), и в учении о «свободе воли» Лоренцо Валла (1407-1457), и во взглядах на человека как микрокосм Пико делла Мирандолы (1463-1494). Гуманистический антропоцентризм проявляется также и в философском учении Николая Кузанского и пантеизме Фичино и Джордано Бруно.

Альбрехт Дюрер.Большая голова Христа.

Е. Кибрик. Тиль Уленшпигель. 1938.

Во второй половине XV — начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х гг. XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти. Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления.

В сочинениях Пико дано обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи (человек — центр Вселенной) и связывая их с христианским учением о сотворении человека Богом, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога). Он приходит к заключению, что человек сам свободный творец собственной природы, и это является, по мысли философа, исключительной привилегией человека. Именно благодаря этому человек должен возвыситься над всеми смертными существами.

Итак, согласно Пико, Бог создал человека по своему образу и подобию, но и предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений Бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору позволяет увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих существ, центральный момент учения Пико о достоинстве человека. Как предел человеческой природы выдвигаются в учении Пико законы природы. Преступив их, человек утрачивает свое достоинство над прочими творениями. Его основу Пико видит в способности разума к творчеству в процессе познания законов природы, в чем и состоит главный смысл человеческого бытия. Утверждение высокого достоинства человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание необходимости духовного развития, подчеркивание роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико одной из вершин в развитии ренессансного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов к концу XV в.

Микеланджело. Сотворение человека.Деталь росписи зала в Ватикане.

Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновляет своей верой других. В мощи духа и созидания человек подобен Богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве.

Имя Леона Баттиста Альберти (1404-1472) — одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Оно связано с отстаиванием идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния — таков круг его творческих интересов, включавших также литературу и архитектурную практику. Идею того, что человек, а не Бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна».


Вернуться на Главную