Согласование корпускулярных и волновых свойств излучений в рамках единой теории – корпускулярно-волновой дуализм, идея дифракции электрона (Л. Де Бройль). Разработка систематики сложных спектров (А.Ланде, Ф.Хундом, Г.Рассел).

Идея о волновых свойствах материи (волны де Бройля). Эта идея Л. де Бройля о всеобщности корпускулярно-волнового дуализма легла в основу квантовой механики Шредингера. Открытие явления рассеяния коротковолнового излучения на свободном или слабо связанном электроне (эффект А. Комптона); экспериментальное доказательство существования фотона, постулированного в 1905 А.Эйнштейном; теоретическая интерпретация этого явления (А.Комптон, П.Дебай). Камера Вильсона помещена в сильное магнитное поле: наблюдение искривления треков альфа-частиц (П.Л.Капица, Д.В.Скобельцын).

1925 Идея использования кристалла для наблюдения дифракции электронов и доказательства их волновой природы (В.М.Эльзассер). Доказательство справедливости законов сохранения энергии и импульса при рассеянии гамма-квантов на электронах для каждого элементарного акта рассеяния (В.Боте, Г.Гейгер).

1927 Доказательство справедливости законов сохранения энергии и импульса при рассеянии гамма-квантов на электронах для каждого элементарного акта рассеяния (В.Боте, Г.Гейгер).

Открытие дифракции атомов и молекул (О.Штерн). Создание квантовой теории эффекта Комптона; уравнение, описывающее рассеяние электронов в этом эффекте (уравнение О.Клейна – И.Нишины).

Возникновение сильнопроникающего излучения при бомбардировке α-частицами бериллия (нейтроны, В.Боте, Г.Беккер).

Обнаружение протонов отдачи (И. и Ф.Жолио-Кюри).

1933 Образование электрон-позитронных пар из жесткого гамма-кванта (И. и Ф.Желио-Кюри К.Андерсон, П.Блэкетт, Дж.Оккиалини); механизм этого явления установил Р.Оппенгеймер. - Открытие электронно-позитронных ливней в космических лучах (П.Блэкетт, Дж. Оккиалини).

1934 Предсказание существования комптоновских процессов более высоких порядков, в которых в одном элементарном акте создаются два или более рассеянных квантов (В.Гайтлер, Л.Нордгейм). Открытие внутренней конверсии гамма-лучей с образованием электронно-позитронных пар (А.И.Алиханов, А.И.Алиханьян, Н.С.Козодаев). Открытие свечения чистых прозрачных жидкостей под действием гамма-лучей (эффект С.И.Вавилова – П.А.Черенкова). Разработка теории радиационных потерь электрона при движении в веществе (Х.Бете, В.Гайтлер).

1936  Открытие дифракции нейтронов (Д.Митчелл, X. Халбан, П.Прейсверк). Поляризация нейтронов при прохождении через намагниченное железо (эффект Ф.Блоха). Первые измерения сечения захвата нейтронов протонами (Э.Ферми, Э.Амальди).

1937  Разработка теории эффекта Вавилова – Черенкова (И.Е.Таммом, И.М.Франком).