Ядерные реакции

Первую искусственную трансмутацию элементов осуществил в 1918-19 Э.Резерфорд. Им был открыт протон и осуществлена первая искусственная реакция – превращение азота в кислород при облучении азота альфа-частицами. Значительный вклад открытие новых ядерных процессов внесли супруги И. и Ф. Жолио Кюри, Э.Ферми, О.Ган, Л.Мейтнер и др. Ядерные реакции обеспечивают превращения атомных ядер при взаимодействии с элементарными частицами, гамма-квантами или друг с другом. Для ядерной индустрии особенно важными являются цепные ядерные реакции.

- Открытие нейтрона и вычисление его массы (Дж.Чэдвиг).

- Схема образования нейтрона при облучении бериллия α-частицами (И. и Ф. Жолио-Кюри).

- Открытие искусственной радиоактивности (И. и Ф.Жолио-Кюри).

1934 - Ядерные реакции под действием нейтрона; открытие явления замедления нейтронов в веществе. (Э.Ферми).

1934 - Ферми открыл (с сотрудниками) искусственную радиоактивность, вызванную нейтронами, замедление нейтронов в веществе (1934).

13. Ядерные реакторы

Открытия первой трети 20-го века в области ядерной физики, радиохимии и материаловедения поставили на повестку дня создания атомного реактора, обеспечивающего проведение контролируемой цепной реакции деления урана.

К таким открытиям следует отнести:

Рис.9. Канадский реактор CANDU на тяжелой воде. Тяжелая вода служит теплоносителем, охлаждающим реактор и создающим пар, который вращает турбину.

Рис.10. Реактор с водой под давлением. Нагретая вода подается насосом в парогенератор, где теплота передается во вторичный контур, в котором образуется пар, приводящий в действие турбину.