На развитие Периодической системы элементов определённое влияние оказало открытие изотопов и изобаров. В 1912 произошло открытие изотопов: обнаружение существования атомов неона с массой 20 и 22 (Дж. Дж. Томсон), а в 1913 введено понятие изотопа и изотопия у радиоактивных элементов (Ф.Содди). В 1914 получено доказательство идентичности рентгеновских спектров изотопов, окончательное подтверждение равенства порядковых номеров у изотопов данного элемента (Э.Резерфорд, Э.Андраде). И, наконец, в 1916 определено понятие химического элемента (Ф.Панет). В результате удалось найти объяснение объяснение отличия массы водорода от целого числа (1919, Ф.Астон). Важное значения для развития идей изотопии явилось открытие тяжелых изотопов кислорода (1929, У.Джиок) и водорода (1932, Г.Юри), а также синтез расщепляющегося изотопа плутония-239; доказательство, что он делится медленными нейтронами (1941, Г.Сиборг, Э.Макмиллан).

На развитие Периодической системы как таковой существенное влияние оказали следующие открытия:

1913 - Порядковый номер элемента в Периодической Системе равен заряду ядра его атомов (Ван-ден-Брук).

- Закон Мозли: длина волны рентгеновского характеристического излучения элемента определяется зарядом его ядра; зависимость квадратного корня из частоты характеристического излучения от порядкового номера элементов (Г.Мозли).

- Свойства элементов суть периодической функции зарядов ядер их атомов (Н.Бор, Г.Мозли).

1918  - Открытие изобар (Стюарт).

1921 - - Строение атомов – связь периодичности их химических и спектральных свойств с характером формирования электронных конфигураций по мере роста заряда ядра (Н.Бор).

1923 - Представление об оболочечной структуре  атома, основанное на классификации электронных орбит по главному и мутальному квантовым числам (Н.Бор). 1923 - Разработка теории периодической системы химических элементов Н.Бор. 1945 - Теория синтеза химических элементов; теория «горячей Вселенной» (Дж, Гамов).

Важную роль для систематики и предсказания свойств тяжелых трансурановых элементов сыграла актинидная теория (1944, Г.Сиборг), согласно которой число актинидов равно числу лантанидов. Эта теория в настоящее время подвергается серьёзной экспериментальной проверке. Выдвинутое в 1971 предположение о существовании «островков стабильности» в приложении к трансфермиевым элементам (Г.Сиборг) стимулировало поиск новых сверхтяжёлых элементов, продолжающийся до сих пор.