Разделение изотопов

Разработка методов разделения изотопов была начата одновременно с открытием изотопов. Ещё в 1913 Дж.Дж.Томсоном был применён электромагнитный метод разделения изотопов неона 20Ne и 22Ne, явившийся также способом их открытия. Будучи усовершенствованным, этот метод был использован в дальнейшем Ф.Астном для открытия и разделения изотопов многих элементов. В 1913 осуществлено разделение изотопов методом газовой диффузии (Ф. Астон), а в 1914 - разделение химически неделимых радиоэлементов с помощью метода диффузии (Г.Хевеши). В 1919 Ф.Линдеманном и Ф.Астоном был предложен для разделения изотопов метод центрифугирования. Этот метод стал перспективным после изобретения и изготовления в 1923 первой ультрацентрифуги (Т.Светберг). В 1932 Г.Герц использовал для разделения изотопов метод диффузии через пористые перегородки, а в 1934 – метод диффузии в струю пара. Метод ректификации изотопных смесей был применён в 1931 В.Керзоном и Г.Ван-Дейком для разделения 20Ne и 22Ne, а Г.Юри, Ф.Брикведом и Л.Мэрфи – для концентрирования дейтерия в жидком дейтерии. В 1933 Г.Люис и Р.Макдональд получили тяжёлую воду электролизом (кинетический метод). В 1935 Г.Юри и Л.Грейфф был предложен метод химического обмена, а в 1938 К.Клузиусом и Г.Диккелем - термодиффузионный метод.

Космические лучи

В анализе истории создания фундаментальных основ ядерной индустрии нельзя обойтись без хотя бы кратного рассмотрения работ по изучению космических лучей, поскольку как на первом этапе развития естественных наук, так и сейчас информация о процессах взаимодействия частиц высоких энергий возможно может быть получена лишь из анализа космических излучений. Именно на этом направлении были открыты позитрон, нейтрино, мезоны и т.п., изучены процессы образования пар и других компонентов материи и антиматерии, обнаружены ядра тяжёлых элементов. Благодаря этим исследованиям заложить надёжные теоретические основы ядерной индустрии. 1912 -Открытие космических лучей (В.Гейс)

1929 - Метод совпадений применён для исследования космических лучей (опыты В.Боте – В.Кольхерстера); обнаружение, что первичное космическое излучение состоит из заряженных частиц.

- Открытие в космических лучах позитрона (К.Андерсон).

- Открытие космических ливней (Б.Росси).

- Первое применение фотопластинок для исследования космических лучей (М.Блау).

- Открытие в космических лучах частиц с массой в 207 электронных масс - мюонов (µ-мезонов)

1937 - Первое наблюдение «звезд» в космических лучах (М.Блау, Г.Вамбахер). [an error occurred while processing this directive]

1937 - Разработка основ каскадной теории развития ливней в космических лучах (X. Баба,

В.Гайтлер, Дж. Карлсон, Р.Оппенгеймер).

1939 - Первый расчет модели нейтронной звезды (Р.Оппенгеймер, К.Волков, Л.Д.Ландау).