1939 - Наблюдение частицы космических лучей, остановившуюся в камере Вильсона после прохождения металлической пластинки, и определение ее массу ~ 240 mе - открытие мю-мезона (К.Андерсон и С.Неддермейер). Данные о существовании этой частицы получили еще в 1936 Андерсон и Неддермейер и в 1937. Стрит и Стивенсон, но эти данные не были достаточно убедительными. 1939 - Нестабильность мезона космических лучей (Г.Куленкампф).

- Разработка математической теории каскадных ливней (Л.Д.Ландау, Ю.Б.Румер).

- Открытие проникающих ливней в космических лучах (Дж.Рочестер, Л.Яноши).

- Прямое подтверждение спонтанного распада µ+ мезона.

- Прямое доказательство в экспериментах на воздушных шарах, что первичные космические лучи состоят главным образом из протонов.

- Измерение времени жизни покоящегося мезона (Ф.Разетти).

- Метод запаздывающих совпадений для определения времени жизни мезона (Б.Росси). 1942 - Идея скалярных и векторных мезонов (Г.Вентцель).

1942 - Механизм рождения мезонов космических лучей – процесс многократного рождения (теория Л.Яноши).

1942 - Гипотеза двух мезонов, прямое подтверждение которой было получено в 1947 (С.Саката, И.Таникава).

- Открытие в первичных космических лучах тяжелых ядер.

- Теория галактического происхождения космических лучей (Э.Ферми).

- Разработка теории множественного образования мезонов космических лучей (Э.Ферми). 1958 - Открытие радиационного пояса Земли (Дж. Ван-Аллен, С.М.Вернов, А.Е.Чудаков). 1973 - Обнаружен космический дейтерий (А.Пензиас, Р.В.Вильсон).

Плазма и термоядерный синтез

Важное значение для современной ядерной индустрии имело развитие исследований плазмы и попыткам использования плазменных установок для достижения управляемого термоядерного синтеза.

1934 - Открытие явления сжатия плазмы собственным магнитным полем тока, протекающего по образцу пинч-эффекта (У.Беннетом, Л.Тонко).

- Пуск первых установок «Токамак» (СССР).

- Экспериментальное открытие мюонного катализа (Л.Альварес), предсказанный в 1947 Ф.Франком и в 1953 Я.Б.Зельдовичем).

- Формулировка критерия удержания плазмы при данной плотности и температуре для получения критической точки в балансе энергии (критерий Дж.Д.Лоусона).

1968 - В СССР на установке «Токамак-З» зарегистрированы первые термоядерные нейтроны (Л.А.Арцимович).

1968 - Впервые зафиксировано возникновение нейтронов от плазмы, нагретой лазерным лучом (Н.Г.Басов).