Строение ядра

Рис.2. Схема структуры пяти легких ядер

Начало реалистичной модели строения атома положили опыты Г.Гейгера по изучению экспериментов, Э.Резерфорд в 1911 создал теорию рассеяния альфа-частиц в веществе, открыл атомное ядро и создал планетарную модель строения атома.

Первая гипотеза строения атомных ядер из протонов и электронов (протонно-электронная гипотеза) предложена А.Ван ден Бруком в 1913. В том же году П.Ланжевен вводит понятие дефекта массы (в 1927 получено экспериментальное доказательство, что масса ядра не равна сумме масс входящих в ядро частиц, а меньше этой величины на несколько десятых процента (Ф.Астон)). В 1919 впервые были оценены размеры ядра, в 1922 размеры ядер атомов были определены достаточно точно. В 1923 введено понятие магнитного момента ядер и объяснена сверхтонкая структура спектральных линий в рамках гипотезы ядерного спина (В.Паули). Экспериментальное определение моментов и спинов ядер, а также точное измерение массы протона (У.Хаустон) проведено в 1927. В 1928 удалось определить статистику ядра азота; оказалось, что она подчиняется статистике Возе – Эйнштейна. Произошла «азотная катастрофа» - был получен решающий довод против протонно-электронной гипотезы строения ядер (В.Гайтлер, Г.Герцберг, Ф.Розетти).

В 1930 получено доказательство, что ядра с нечетным атомным числом подчиняются статистике Ферми – Дирака, а с четным – статистике Бозе – Эйнштейна (теорема П.Эренфеста – Р.Оппенгеймера); высказана гипотеза об отсутствии в ядре электронов (В.А.Амбарцумян, Д.Д.Иваненко); обнаружено существование нового типа взаимодействий – сильных, или ядерных. В 1932 предложена протонно-нейтронная модель ядра (В.Гейзенберг, Д.Д.Иваненко); введено представление об обменном характере ядерных сил (В.Гейзенберг); показано, что ядерные силы являются насыщающими (В.Гейзенберг, Э.Майорана)